ЗакС хочет избавиться от «неугодных» Смольному законопроектов

28.02.2023 в 18:34

Депутаты петербургского парламента рассмотрят проект постановления о снятии с учета непринятых в течение одного года законопроектов. Среди них может оказаться и инициатива, направленная на устранение проблемы непрозрачности заключаемых городом соглашений в рамках государственно-частного партнерства.
На заседании Законодательного собрания Санкт-Петербурга в среду, 1 марта, будет рассмотрен проект постановления о снятии с регистрационного учета отдельных проектов юридических актов, внесенных на рассмотрение городского парламента депутатами, фракциями и органами ЗакСа и не принятых через год со дня их внесения или утверждения в очередном чтении. Исключение составят те проекты, авторы которых подали соответствующие заявления в Комитет по законодательству.
В перечень законопроектов, которые окажутся среди снятых с регистрационного учета, может попасть и проект, вынесенный фракцией «Яблока» еще в 2017 году. Этот документ обязывал Смольный публиковать содержание концессионных соглашений о государственно-частном партнерстве (ГЧП), в которых прописаны обязательства властей Санкт-Петербурга. Последний раз про законопроект вспоминали на заседании Заксобрания в 2021 году, когда в ходе обсуждения городского бюджета депутаты затронули проблему непрозрачности инвестиционных проектов Северной столицы.
Тогда депутат от «Справедливой России» Марина Шишкина заявила о шестикратной разнице в стоимости 1 километра трамвайных путей для «Чижика» и «Горэлектротранса», что вызвало ряд вопросов по сложившейся ситуации и, как следствие, сомнения среди парламентариев в целесообразности трат, проверить которые оказалось невозможно, так как заключенные в рамках ГЧП соглашения недоступны для ознакомления.
«Почему трамвай «Чижик», который обслуживает четыре маршрута общей протяженностью 27 км, получит из бюджета более 2 млрд рублей, то есть около 74 млн рублей за 1 км? А ГУП «Горэлектротранс», который обслуживает 37 трамвайных маршрутов и 47 троллейбусных маршрутов протяженностью 980 км, получит субсидии в районе 12 млрд рублей, то есть примерно 12 млн рублей за 1 км? Почему частные рельсы «Чижика» дороже городских маршрутов более чем в 6 раз?» – поинтересовалась Шишкина, подчеркнув, что концессии нужно делать более открытыми.
На непрозрачность концессионных соглашений указывал также депутат от «Яблока» Борис Вишневский, уделивший отдельное внимание «Западному скоростному диаметру» (ЗСД). Парламентарий выразил удивление в связи с тем, что на выплаты по облигациям, выпущенным для строительства магистрали, предлагается выделить из городского бюджета 2,5 миллиарда рублей при том, что прибыль концессионеров в 2021 году превысила гарантированный доход.
«Напомню, что, когда строился ЗСД, предполагалось, что эти выплаты будут за счет платы за проезд. Но затем оказалось, что расходы по выплатам остались за принадлежащим городу АО «ЗСД», а доходы попали к частной компании «Магистраль Северной Столицы». Это ровно то «государственно-частное партнерство», которое так хвалит Комитет финансов, когда расходы государственные, а доходы – частные», – подчеркивал Борис Вишневский.
При этом еще в 2017 году Законодательным собранием Петербурга в первом чтении был принят проект закона о необходимости размещать на сайте городского правительства соглашения, заключенные в рамках государственно-частного партнерства, в том числе и концессионные соглашения, в которых предусматривается участие города. Однако второе слушание по проекту так и не было проведено.
«В случае, если в целях исполнения соглашения (концессионного соглашения) со стороны Санкт-Петербурга подлежат предоставлению финансирование, имущество или имущественные права, текст соглашения (концессионного соглашения) в течение семи дней после его заключения размещается на официальном сайте Правительства Санкт-Петербурга в сети Интернет», – говорилось в статье, которую предлагалось внести в закон «Об участии Санкт-Петербурга в государственно-частных партнерствах».
Стоит отметить, что в 2021 году ряд городских изданий сообщал, что лояльный Смольному парламент не станет инициировать рассмотрение законопроекта, направленного на решение проблемы непрозрачности проектов ГЧП, так как это невыгодно городской администрации под управлением губернатора Александра Беглова и, в том числе, курировавшему на тот момент инвестиционные проекты экс-вице-губернатору Максиму Соколову. Но сегодня парламентарии, по всей видимости, решили окончательно «избавиться» от неугодных чиновникам законопроектов, что фактически лишит жителей Петербурга надежды на получение возможности лично изучать подобного рода документы и иметь представление о том, каким именно образом расходуются их налоги.
СМИ писали о «заморозке» срезу трех инвестиционных проектов на общую сумму 100 миллиардов рублей, соглашения по которым были подписаны Смольным на полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) в 2022 году. В рамках одного из них планировалось провести реконструкцию «Апраксина двора», однако инвестор «утратил интерес» ко всем трем проектам. Это связывают с недальновидными решениями Смольного и губернатора Беглова, ведь ранее чиновники создали прецедент, когда в одностороннем порядке расторгли крупное инвестиционное соглашение и соглашение о намерениях по проекту развития территории промзоны «Горская» под Сестрорецком.


   
REGNEWS