Политический шторм, разгоревшийся в мире после 24 февраля, стал причиной тектонических сдвигов во всех секторах российской экономики.
После начала СВО страны коллективного Запада начали вводить экономические санкции против нашей страны. По количеству и глубине санкций Российская Федерация обогнала даже Иран, живущий под санкциями уже несколько десятилетий.
Крупные мировые компании начали нести убытки из-за решений об уходе с российского рынка, принятых под давлением правительств своих стран. Российский потребитель заметил исчезновение привычных товаров и брендов. Рынок покинули такие гиганты как Икея, Макдональдс, Старбакс и многие другие. Уходили так же и российские компании, в которых была превалирующая доля иностранного капитала. И если на потребительском рынке потери удалось достаточно легко компенсировать, сменив владельцев компаний или заведя на рынок другой бренд, то в секторе тяжелой промышленности или электроники дела обстояли немного сложнее.
Часто крупные промышленные компании с иностранным участием работали с государством в области госзакупок или обеспечения гособоронзаказа. Потеря таких игроков рынка могла поставить под удар стабильность России и ее безопасность.
В отношении таких компаний правительство России ввело механизм внешнего управления.
Многие ангажированные СМИ начали называть этот шаг национализацией и клеймить кабинет Михаила Мишустина. Однако, такие аналогии не корректны. Национализация означает, что собственники компании полностью потеряют свои активы, которые перейдут под контроль государства, а внешнее управление не подразумевает смену собственника. Просто управление стратегически важной для страны компании перейдет в руки государства до лучших времен, а собственниками компании останутся те же владельцы.
Разделение на «наших» и «ваших» вселило надежду в некоторых бывших иностранных оффшорных собственников российских компаний, что они смогут вернуть утраченный контроль над российскими активами. Иностранцы стали активно изучать российскую правовую практику на сайте Верховного Суда России, пятая часть трафика которого после начала СВО приходилась на запросы из заграницы.
Примером такой попытки может служить разбирательство вокруг Липецкой Трубной Компании «Свободный Сокол», сделку о продаже которой пытается оспорить бывший оффшорный владелец кипрская компания «Фэдокс Трейдинг Лимитед».
Важно, что ООО «ЛТК «Свободный Сокол» является не только системообразующим предприятием России, но и поставляет трубы для строительства водоводов в Крыму и активнейшим образом участвует в восстановлении инфраструктуры Донбасса. К тому же безвозмездно обеспечивает военнослужащих отопительными приборами. Юридическая сторона дела не вызывает никаких сомнений, но эта ситуация интересна не только и не столько в контексте права, сколько с точки зрения национальной безопасности России.
Судебные тяжбы продолжаются с учетом того, что власти Кипра признали легитимность сделки по продаже доли ЛТК новым российским владельцам.
Несмотря на неблагоприятную политическую обстановку, полностью отказываться от иностранных инвестиций в российские компании нелогично и экономически необоснованно, однако стратегические сферы жизни страны и ее населения должны быть защищены от всех тех рисков, которые несут с тобой такие инвестиции.
Отчаянные времена требуют решительных действий
12.12.2022 в 15:00